Cтивен Лаберж: исследователь ускользающей реальности Почему-то работы Лабержа не так известны среди тех, кто изучает тему ОС — возможно, потому что они лишены напрочь той образности и сказочности, которой изобилуют работы Кастанеды. Лаберж опирался в своих исследованиях только на научные и экспериментальные данные, сознательно избегая любой мистики. И вторая важная особенность: методы, открытые Лабержем, просты и понятны, так что их способен освоить любой, а это лишает сновидцев-исследователей приятного ореола избранности, чувства причастности к древней индейской традиции и прочих «плюшек» для повышения самооценки. С другой стороны, они дают возможность быть объективным по отношению к себе и развивать свои возможности действительно эффективным способом. Во время осознанных сновидений мы безбоязненно можем испытывать новые формы поведения. Такие сновидения дают нам уникальную возможность для экспериментирования над собой и являются одновременно лабораторией и полигоном для выработки нового стиля жизни. Однако, мальчик вырос и перестал интересоваться снами, у него появились другие увлечения: он стал изучать математику и, получив степень бакалавра, в 19 лет стал аспирантом Стэнфордского университета, изучая специальность «химическая физика». «Если вы бывали в районе Бухты в те дни, то можете себе представить, какого рода химией я там увлекся», - говорит об этом периоде сам Лаберж, несомненно, имея в виду опыты по расширению сознания. Стивен начал изучать химию, чтобы познать природу, но теперь он стал понимать, что внутренний мир человека не менее интересен, чем мир внешний. В 1969 году он взял академический отпуск и начал духовный поиск, который привел его на семинар тибетского буддиста Тартанга Тулку. Во многом эта встреча изменила жизнь Лабержа: на семинаре он понял, что осознанность в сновидении взаимосвязана с осознанностью в реальности. Задачей семинара было поддерживать эту осознанность круглые сутки, воспринимая окружающее так, будто бы находишься во сне. «Возможности выражения Тартанга Тулку в то время были весьма ограничены, он только что прибыл из Индии, и он все время повторял только одно: «Это сон», - и смеялся». Эксперимент: как «передать привет» из сна? Стивен придумал способ «подать сигнал» из осознанного сна: ведь осознав себя, можно вспомнить и о цели своего эксперимента и, следовательно, подать сигнал, сделав несколько характерных серий движений глазами. Он вызвался сам быть испытуемым и погружался в сон, а Линн Нейджел был наблюдателем и не спал ночь напролет, ожидая необходимого сигнала. И этот опыт оказался удачным! Результатом было признание феномена осознанных сновидений в научных кругах. Это был большой шаг вперед: до этого в психологии сны воспринимались лишь в психоаналитическом их понимании, как «врата в бессознательное». Однако, Стивен не остановился на этом исследовании и пошел еще дальше: проверил, влияют ли действия в осознанном сне на физиологию тела. Для этого испытуемые должны были, войдя в осознанное сновидение, задержать там дыхание, бежать, а также считать и петь. Приборы показали реальные изменения в физиологии организма сновидящих при задержке дыхания и беге во сне, а также идентичные процессы в мозге при счете и пении. Это была действительно сенсация, открывающая возможность к прикладному использованию сна, таким как обучение во сне и целительство. Метод осознания себя во сне и возможности осознанных сновидений Осознанные сновидения: сила понимания и бодрствования в своих снах (1985, Стивен Лаберж. Lucid Dreaming: The power of being aware and awake in your dreams) glazaИменно движения глаз Лаберж считал ключевыми для вхождения в осознанный сон, так как эти мышцы не парализованы во сне так сильно, как другие, и ими легче двигать. Почему так происходит? Лаберж писал в своем интервью, что если бы у древнего человека не были бы довольно сильно обездвижены мышцы ног или рта, он мог бы громко закричать, привлекая внимание хищника, или побежать во сне навстречу опасности, что не способствовало выживанию вида, и поэтому в процессе эволюции такие возможности были утрачены. В то же время, движения глаз под закрытыми веками не представляли опасности и остались своеобразным «ключом» к исследованию своей внутренней реальности. Кстати, если вспомнить работы другого известного исследователя сна – Карлоса Кастанеды, то он также описывает методику, связанную с движением глаз во сне: необходимо посмотреть на свои руки. Также Лаберж считал, что катализаторами осознанности могут быть чувства страха и беспокойства во сне. Сильный испуг дает возможность спящему вспомнить, что он находится во сне, а значит, изменить ход событий. Кроме того, вспоминание себя дает возможность посмотреть страху в лицо, а значит, победить его и присвоить себе его силу. В первой главе книги «Осознанное сновидение» Лаберж описывает такой опыт с увиденным им джинном, которому осмелился заглянуть в глаза и положить его руки себе на плечи, после чего сила этого существа будто бы перешла к нему: он проснулся очень воодушевленным и физически бодрым, сохраняя это состояние в течение нескольких дней. Лаберж считал пользу осознанных сновидений несомненной: они дают возможность испытать новый опыт, в безопасной и неограниченной реальности, подобной виртуальной, но дающей гораздо более возможностей. Он считал, что это может стать безопасной альтернативой употребления психоактивных веществ для любознательных подростков, людям с ограничениями физических возможностей может дать шанс испытать новые ощущения, недоступные по физическим причинам, а также открывает новые возможности для психотерапии: в преодолении страхов, поиске новых ресурсов. Также он считал реальным освоение во сне новых видов деятельности, самоисцеление и открытие у себя новых способностей. Но главной задачей осознанных сновидений ученый считал развитие осознания себя в бодрствующем состоянии, то самое «пробуждение», о котором говорят буддисты – от сна в реальности, великой иллюзии, в которой мы все пребываем. На основании собственного опыта и знаний он сделал вывод, что подобное повышение осознанности делает жизнь человека более осмысленной, наполненной и яркой, существенно повышая ее качество. Он считал свою миссию столь важной, что посвятил всю жизнь исследованиям возможностей сновидения, щедро делясь своими открытиями со всеми желающими. В конце концов, как считал Лаберж, эти знания позволяют постичь то, что выше человека, и даже преодолеть саму смерть, поняв, что это лишь слияние собственной индивидуальности, отражения в капле, с бесконечностью изначального океана. Список литературы: | |
| |
Просмотров: 372 | |
Всего комментариев: 0 | |