[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Сталкинг » Разное » Самовыслеживание
Самовыслеживание
MorpheusДата: Пятница, 03.05.2019, 15:11 | Сообщение # 1
Новичок
Группа: Проверенные
Сообщений: 28
Репутация: 0
Статус: Offline
Самовыслеживание - это фундамент сталкинга, это "наше все". Сложно переоценить значение этой практики. Самовыслеживание является основой для множества других практик. Например, выслеживание чувства собственной важности - это практика, в основе которой лежит самовыслеживание. В данном случае мы конкретизируем, что именно выслеживаем, и этим "что" могут быть самые разные элементы нашего внутреннего и внешнего мира.

Как выслеживать себя? Очень просто - наблюдая за собой. В идеале нужно стараться это делать постоянно. Наблюдать значит прикладывать внимание к своим поступкам, мыслям и чувствам. Самовыслеживание отличается от самоанализа (почему отличается, рассматривается в статье: "Отличие самовыслеживания от самоанализа"), этот момент нужно иметь в виду. Это не столько размышления над своими поступками или их причинами (анализ), сколько их мониторинг - выявление и отслеживание.

Уровни самовыслеживания

Существует три уровня самовыслеживания:

1. События и ситуации

2. Тело

3. Мысли и чувства

Первый уровень - это события и ситуации, которые с нами происходят, в которых мы участвуем. Это события, которые мы воспринимаем "извне". Это все то, что нас окружает. Все то, что мы видим, слышим и ощущаем. Проезжающий на дороге автомобиль - это событие. Прохожий, идущий нам навстречу, - это событие. Порыв ветра в лицо - это событие. Экран монитора перед глазами - это тоже событие.

Второй уровень - это наше тело, а точнее вся гамма телесных (кинестетических) ощущений. Уровни самовыслеживания взаимосвязаны, некоторые ситуации и события отражаются на нескольких уровнях сразу. Например, дружеское рукопожатие или ощущение ветра на своем лице. И в том, и в другом случае мы испытываем некоторые телесные ощущения, и в том, и в другом случае эти ощущения вызваны некоторыми внешними явлениями.

Третий уровень - это наши мысли и чувства. Здесь можно привести аналогию с поплавком. Одна, видимая часть поплавка, находится над водой - это первый уровень (события и ситуации "внешнего мира"), а другая, невидимая часть, под водой - это третий уровень (мысли и чувства). Сам поплавок - это второй уровень (тело). Третий уровень может быть разделен на два обособленных: отдельно мысли и отдельно чувства. В некоторых практиках это имеет смысл, в данном случае мы не будем усложнять описание и ограничимся одним общим уровнем.

Практиковать самовыслеживание можно на каждом из этих уровней. Если мы ограничимся первым уровнем - то это будут практики созерцания. Если ограничимся вторым, то это уже будут телесные практики. Если только третьим - это традиционное выслеживание мыслей и чувств.

Области самовыслеживания

До этого мы смотрели на уровни самовыслеживания как бы "сбоку". А сейчас посмотрим "сверху". Каждый из уровней можно представить как отдельную плоскость. Допустим, это будет плоскость листа бумаги. Очевидно, что на каждом листе могут быть (и есть) разные рисунки и узоры. Например, возьмем такое чувство как обида, это ведь не просто некоторая эмоциональная точка на плоскости 3-го уровня. Это скорее целая область, в которой могут сочетаться и важность, и жалость, и злость. Более того, эта область неоднородна по интенсивности. Сначала мы испытываем легкую обиду, потом обида разрастается, достигает пика и затем снова идет на убыль.

Когда мы идем по улице, мы также испытываем целую гамму телесных ощущений, ступня опускается на землю, мы переносим вес тела на ногу, мышцы ноги напрягаются и т.д.

События, которые с нами происходят, также образуют узоры причинно-следственных связей и закономерностей. Например, если на улице идет дождь, мы обычно берем зонтик. Если нам наступают на ноги в общественном транспорте, мы, как правило, возмущаемся.

А теперь самое время совместить эти три плоскости: сначала мы кладем лист 3-го уровня, на нем размещаем 2-й уровень и сверху кладем 1-й уровень. Если бы вместо бумаги мы взяли хлеб, колбасу и сыр, то получился бы бутерброд :).

Зачем нам эта многослойная конструкция? А затем, что, например, чувство собственной важности не есть отдельные мысли, чувства, телесные ощущения или поступки, а есть область, которая проходит по всем уровням. ЧСВ будет проявляться и на уровне мыслей/чувств, и на уровне тела (мышечные зажимы), и на уровне событий (некоторые события будут чаще провоцировать наше ЧСВ, испытывая ЧСВ, мы будем поступать вполне определенным образом).

Здесь можно привести следующую аналогию. Мы берем нашу многослойную конструкцию, очерчиваем на ней некоторую площадь-фигуру, а затем выстригаем ее. Наверняка в детстве Вы делали что-то подобное. В итоге у нас получается... Ну, например, многослойная звезда. Вот это и есть область самовыслеживания. В реальности, естественно, мы ничего не выстригаем. Мы изучаем - выслеживаем некоторую заданную область, например, область ЧСВ. А затем по мере практики, мы учимся управлять своим вниманием, чтобы не попадать в эту область и/или не застревать в ней.

Зачастую проще и правильнее начинать практиковать самовыслеживание, ограничиваясь какой-то небольшой областью. Например, мы выслеживаем обиду. Обида - это одна из составляющих ЧСВ (один из ее участков). И она также проходит по всем трем уровням, проявляя себя в виде мыслей/чувств, телесных ощущений и событий/ситуаций.

Самое простое - начать выслеживать обиду на уровне мыслей и чувств, т.е. отслеживать все моменты попадания в эту эмоциональную ловушку. Но при этом очень важно отследить проявления обиды и на остальных уровнях. Точно зная, какие события вызывают у нас обиду, мы в последующем сможем быстрее заметить и остановить это чувство. Зная, что испытывает наше тело в состоянии обиды, мы также сможем быстрее и легче отследить попадание в это состояние.

Здесь нужно отметить, что разные состояния: обида, страх, раздражение, злость и т.д. - могут проявлять себя с разной степенью отчетливости на каждом из уровней, и это во многом зависит от личности человека. То есть, например, злость для Вас может ярче проявиться на событийном уровне (взяли и "послали" кого-то), а обида, например, никак (промолчали, проглотили и все), но ту же самую обиду, например, Вы легче заметите как чувство, а злость, может быть, и не заметите сразу.

Все это накладывает свои особенности при выслеживании отдельных областей. Какие-то из них легче будет отследить на одном уровне, какие-то на другом, но при этом все равно необходимо связать все эти уровни. Только тогда будет действительно ощутимый и стабильный результат. И этот результат - целостность. Мы ведь не набор из отдельных мыслей, чувств, телесных ощущений и происходящих с нами событий. Все они связаны и взаимообусловлены.

Апофеозом самовыслеживания является способность распределять свое внимание равномерно по всем трем уровням одновременно. Это состояние целостности/гармонии себя и мира. Если в этот момент Вы идете, то возникает ощущения "скольжения" в этом мире. В этом состоянии нет разделения мира и Вас, есть что-то невероятно единое и органичное, то ли мир продолжение Вас, то ли Вы продолжение мира. Как-то так :). Cложно об этом говорить, это нужно хотя бы один раз испытать.

Что выслеживать?

Что необходимо выслеживать в себе? Есть три основных области:

1. Важность (чувство собственной важности).

2. Жалость (жалость к себе).

3. Страх (и его проявления: тревога, беспокойство, озабоченность).

Помимо этого есть три вспомогательные области самовыслеживания:

Эмоциональные ловушки (паразитные состояния).

Стереотипы восприятия и реагирования.

Принципы и закономерности работы внимания.

Выслеживание этих вспомогательных областей может существенно помочь при выслеживании основных.

Эмоциональные ловушки (паразитные состояния). Это, прежде всего, такие энергоемкие психо-эмоциональные состояния как страх, раздражение, чувство вины, обида и т.д.

Почему ловушки? Да потому, что очень легко попасть в эти состояния и сложно из них выйти. Это ловушки, в которые попадает внимание. Это состояния зацикленности сознания. И с каждым витком "накручивания" эмоций энергия растрачивается впустую, и остановить этот процесс все сложнее и сложнее.

Общая логика выслеживания паразитных состояний заключается в систематическом отслеживании своих попаданий в то или иное состояние.

Стереотипы восприятия и реагирования. Это шаблоны реагирования, это программы, которые срабатывают определенным образом при появлении на "входе" заданного сигнала. Например, простейший стереотип: уязвленное самолюбие - споры, оправдания. Это ниточки, за которые нас дергают или, точнее, мы сами себя дергаем. Это автоматизмы в поступках, мыслях и чувствах.

Стереотипы и эмоциональные ловушки связаны самым непосредственным образом. В эмоциональные ловушки мы как раз и попадаем, неосознанно "включаясь" в стереотипную реакцию. Стереотипы - это привычки реагирования и восприятия.

Здесь выслеживание строится на осознании цепочек и схем реагирования, на поиске своих шаблонов и автоматизмов.

Принципы и закономерности работы внимания. Это, наверное, самая сложная и менее всего изученная область. Работа внимания подчиняется вполне определенным закономерностям и принципам, которые также можно выслеживать. Прежде всего, это касается таких распространенных состояний внимания как поглощенность и рассеянность. Помимо этого есть закономерности фиксации внимания, об одной из таких закономерностей уже было упомянуто выше: эмоции фиксируют внимание.

Результаты самовыслеживания

Практика самовыслеживания характеризуется определенным прогрессом, который практически не заметен поначалу, что может смущать и вызывать закономерный вопрос: зачем все это, если нет конкретного и ощутимого результата? Результат есть, только пока (в самом начале: первые год - два) он незначителен. Затем, по прошествии нескольких лет, результат накапливается, и прогресс становится очевидным.

Во-первых, увеличивается суммарное время осознанности за весь день, т.е. периоды включенности в ситуацию ("что я сейчас делаю?") с одновременной включенностью в свой психический мир ("что я сейчас думаю/чувствую?") становятся продолжительнее и происходят чаще. Что ведет к развитию навыков самообладания и самоконтроля.

Во-вторых, становится глубже понимание и знание себя, мотивов своих поступков, скрытых желаний, комплексов и страхов. Человек открывает себя, знакомится с самим собой, начинает понимать и принимать себя. Ровно также практикующий начинает лучше чувствовать окружающий мир, понимать и принимать людей такими, какие они есть. Гармония внутреннего мира, счастье и удовлетворенность своей жизнью становятся естественным следствием практики сталкинга. Хотя, повторюсь, происходит это не сразу. На это требуется время, речь идет о годах практики.

В-третьих, характерным следствием практики самовыслеживания является сбалансированное и гармоничное развитие двух, в общем-то, противоречивых качеств: чувствительности и устойчивости. Сталкер начинает замечать и чувствовать больше, но в то же время лучше контролировать себя.

Уточнения по поводу "внешнего" и "внутреннего"

Вначале шла речь о том, что есть "внешнее": то, что мы видим, слышим и ощущаем извне окружающего мира, и "внутреннее": то, что мы ощущаем, думаем и чувствуем. Разделение на "внешнее" и "внутреннее" понятно и привычно для нас.

На самом деле такое разделение не совсем корректно. Все, что мы воспринимаем, - это результат работы нашего внимания. Любой "внешний" или "внутренний" сигнал - это результат фиксации нашего внимания на чем-то (если пользоваться терминологией дона Хуана, то сборка определенных эманаций). Слово "нашего" здесь является ключевым. Это же наше внимание, глупо с этим спорить. А если принять во внимание, что мы - это наше внимание и способность (или не способность) им управлять, то, все, что мы воспринимаем, - это часть нас самих.

Это было бы интересным интеллектуальным рассуждением, если бы не одно но… Как часто мы обижаемся, раздражаемся, злимся и т.д. на то, что мы считаем "внешним"? К сожалению, это происходит чаще, чем хотелось бы. Какой-нибудь бомж может вызвать чувство брезгливости и отвращения. Пьяная и громкая компания ночью под Вашим окном может вызвать раздражение и злость. Думаю, что каждый может привести достаточно примеров подобного рода.

Что получается в этом случае с самовыслеживанием? Ок, отследили отвращение, раздражение, злость. Что дальше? Если эти события воспринимаются как нечто существующее отдельно от нас, то ничего мы с этим поделать не можем. Реакция как была, так и останется. Мы можем лишь констатировать данный факт: есть "внешний" раздражитель, и есть наша "внутренняя" реакция.

Однако если принять во внимание тот факт, что все, что мы воспринимаем - это результат работы нашего внимания и в определенной степени часть нас самих (в данный конкретный момент), то получается, что мы испытываем внутренний конфликт, внутреннюю борьбу с самим собой. Это состояние отсутствия целостности. В данном случае мы раздражаемся не на компанию пьяных придурков, а раздражаемся на часть своего внимания. И это не есть хорошо :). Не хорошо по одной простой причине - мы игнорируем и отторгаем часть себя. Кроме того, в данном случае мы не принимаем ответственности за наше внимание, а также за то, что оказались здесь и сейчас.

В определенном смысле воспринимаемый нами мир - это продолжение нас самих. Это тот момент, который нужно иметь в виду, практикуя самовыслеживание.
 
MorpheusДата: Пятница, 03.05.2019, 15:13 | Сообщение # 2
Новичок
Группа: Проверенные
Сообщений: 28
Репутация: 0
Статус: Offline
Осознание, эмоции и стереотипы

Все ниже изложенное является попыткой объяснить самому себе некоторые вещи и тем самым, пользуясь конкретной моделью облегчить выслеживание себя.

Рассмотрим некую модель работы внимания. Пусть имеется сознание, где обрабатываются поступающие сигналы, и выбирается оптимальный способ реагирования.

Допустим, произошло некоторое событие: я иду по улице, и незнакомый гражданин стреляет у меня мелочь. Для простоты возьмем два способа восприятия, которым соответствуют два способа реагирования.

Итак, человек подходит ко мне и произносит историческую фразу: "Слышь, братан, подкинь червонец, на дорогу не хватает".

Способ восприятия первый: "вот урод, задолбали уже попрошайничать" (стереотип: "у меня выпрашивают деньги, а я никому ничего не должен"). Соответственно способ реагирования первый: "денег нет".

Способ восприятия второй: "Прикольный чел, и тоже пьющий" (стереотип: человек в беде, ему надо помочь). Соответственно способ реагирования 2: "ништяк братан, держи десятку".

Замечу что на практике, как правило, встречаются цепочки стереотипов, например: сработал способ восприятия 1, но тут я замечаю, что у человека на футболке красуется название моей любимой группы (стереотип - он такой же как я), и в результате из-за вмешательства нового стереотипа я выбираю способ реагирования 2.

Очевидно, что оба способа реагирования пожирают некоторую мою энергию. В свою очередь я хочу свести эту энергию к минимуму, для чего вводится новый способ реагирования, в соответствии с принципами пути воина - безупречное реагирование. Но от того, что я ввел новые направления для внимания (или новые способы реагирования), старые пути никуда не исчезли, и работать не перестали. Поэтому я должен все время направлять свое внимание на реагирование соответственно принципам пути война. Если этого не делать то некоторое время внимание по инерции будет уделяться альтернативному пути, но потом все же съедет на старые протоптанные дорожки, и все можно будет начинать сначала.

Применяя во всем принципы пути воина, я стараюсь достигнуть безупречности в поступках, т.о. свести к минимуму энергию, затрачиваемую при реагировании. А что делать с восприятием? Начинаем выслеживать себя :).

Выслеживание

Наше восприятие, как правило, никогда не бывает кристально чистым. Все мы подвержены влиянию стереотипов, и всем нам свойственно испытывать при этом эмоции. Эмоции бывают разные, но в любой эмоции можно выделить ее силу (интенсивность) и продолжительность во времени. Представим эмоцию как волну, распространяющуюся во времени. По вертикальной оси будем отсчитывать интенсивность эмоции, а по горизонтальной время.

График 1. Осознание, эмоции и стереотипы

Будем утверждать, что площадь под графиком E - это энергия, которую забирает эмоция. Т.о. в наших интересах не увеличивать интенсивность эмоции (не накручивать себя) и не увеличивать ее продолжительность (не индульгировать в ней), при этом площадь останется минимальной.

Теперь введем некоторый абстрактный уровень осознания. Изобразим его в виде прямой линии. Считаем, что все, что находится выше этой линии, будет нами осознаваться, а все, что лежит под этой линией, происходит в подсознании и, следовательно, не осознается.

Ну а теперь рассмотрим три случая.

1. Эмоция и уровень осознания не пересекаются вообще.

График 2. Осознание, эмоции и стереотипы

В этом состоянии можно свободно находиться и довольно уютно себя чувствовать. Но при восприятии эмоции не осознаются, а энергию они жрут также как и всегда. Это означает что где-то в глубине подсознания без перерыва ноют чсв и жалость к себе, "меня обидели, обидели, обидели, а потом ваще втоптали в грязь, уроды!" или так - "меня не оценили, не оценили, не оценили, и ваще не замечают, уроды!". Очевидно такое положение вещей нас не устраивает, начинаем повышать свое осознание и приходим ко второму случаю.

2. Уровень осознания пересек эмоцию.

График 3. Осознание, эмоции и стереотипы

Уже лучше, чем случай первый. Это может проявляться следующим образом: произошла некая неприятная ситуация, но вы зная что ничего хорошего она вам не принесет, решили не обращать на нее внимания. Вроде бы даже успокоились и занялись какой-то общественно полезной деятельностью, но через некоторое время БАЦ (пик эмоции пересек линию осознания), и оказывается, что вы все еще думайте над ситуацией и прокручивайте в голове разные варианты, что-то вроде: "а если бы он вот так, то я бы ему вот так. Или нет, лучше так, а потом еще и вот так, и тогда он никак". Если поймать себя на этом, и безжалостно признаться себе в реальном положении вещей, то можно не только остановить эмоцию, но и прокрутив цепочку назад, найти тот триггер, который ее включил.

Ну а если знаешь своего врага, то и побороть его легче. Постепенно усиливая осознание, мы сталкиваемся со случаем три.

3. Линия осознания пересекает эмоцию где-то близко к идеальному состоянию.

График 4. Осознание, эмоции и стереотипы

В этом случае уже становится реально не просто наблюдать за эмоцией, ожидая, когда же она закончится, но и попробовать ее остановить. Ведь чем раньше она обнаружена, тем легче прекратить ее никчемное существование.

Ради интереса можно рассмотреть еще несколько конкретных случаев.

1. Идеальный сталкинг (линия осознания совпадает с осью времени).

График 5. Осознание, эмоции и стереотипы

Именно при такой картинке возникает пауза, из-за которой становится возможным сознательно выбирать способ реагирования. Фактически осознается сам момент зарождения эмоции.

2. "Были люди как люди, и вдруг все стали идиотами".

График 6. Осознание, эмоции и стереотипы

Получается такое, если хорошенько поиндульгировать в эмоции. В итоге продолжительное время реальность будет восприниматься через призму эмоции.

3. Камикадзе.

График 7. Осознание, эмоции и стереотипы

Вы уверены, что можете уничтожить весь мир, и более того вы этого хотите, причем немедленно.

По мне так это самое деструктивное состояние, какое только может случиться. За короткий промежуток времени выбрасывается огромное количество энергии, наступает состояние аффекта.

Т.о. Можно обобщить все выше написанное в некую общую модель.

Нам свойственно воспринимать и реагировать. Культивируя принципы пути война мы делаем реагирование осознанным, при этом обретая отрешенность. Имея отрешенность и выслеживая себя, мы начинаем контролировать восприятие. Главное не забывать что все это взаимосвязано. Одновременное использование этих вещей даст большую эффективность, чем ситуация "неделю культивирую, а следующую выслеживаю".
Прикрепления: 4103521.gif (3.4 Kb) · 7035217.gif (2.0 Kb) · 2386873.gif (2.0 Kb) · 9763405.gif (1.9 Kb) · 1553023.gif (2.0 Kb) · 2414285.gif (1.6 Kb) · 1210099.gif (2.1 Kb)


Сообщение отредактировал Morpheus - Пятница, 03.05.2019, 15:13
 
MorpheusДата: Пятница, 03.05.2019, 15:14 | Сообщение # 3
Новичок
Группа: Проверенные
Сообщений: 28
Репутация: 0
Статус: Offline
Отличие самовыслеживания от самоанализа

Иногда выслеживание себя отождествляют с самоанализом, что не совсем верно, точнее, совсем не верно. Сам термин "самоанализ" недвусмысленно указывает на процесс анализа, процесс размышления, который может включать в себя поиск, сравнение, классификацию, идентификацию, обобщение, систематизацию и другие виды работы с информацией. При этом, естественно, размышления могут охватывать сколь угодно обширную область собственных поступков, мыслей, чувств и др.

Принципиальное отличие самовыслеживания от самоанализа в том, что в процессе выслеживания большую роль играет осознание (произвольное внимание), тогда как в процессе самоанализа - интеллектуальные процессы размышления и рефлексии.

Надо ли объяснять, что мышление и осознание далеко не одно и то же?! Хотя они и связаны, однако имеют ряд принципиальных отличий. На мой взгляд, осознание является первичным по отношению к мышлению. В процессе остановки внутреннего диалога (или, точнее, остановки внутреннего комментирования) процессы мышления затихают, тогда как осознание все так же функционирует и даже становится заметнее.

Все выше описанное, естественно, не означает полное и безусловное торжество осознания над мышлением или отказ от последнего, да это и невозможно. Процессы мышления играют важную роль в жизни любого человека. Важно лишь разделять эти понятия и правильно расставлять акценты, чтобы самовыслеживание не воспринималось как психоанализ, самоанализ и т.д.

Самовыслеживание - это практика усиления своего осознания путем его осознанного использования. Звучит, наверное, как-то странно, но точнее передать суть этого процесса не представляется возможным, в силу ограничений языка (по крайней мере, моего :).

Осознание развивает само себя. Естественно, что развивает в прямой зависимости от прикладываемых усилий.

Если мы акцентируем работу на обработке информации, что происходит в случае самоанализа (размышления над причинами своих поступков), то лишь в малой степени задействуем осознание, т.к. это опосредованная взаимосвязь (мышление основано на работе внимания). Работа с информацией, умение анализировать, сопоставлять факты и находить причинно-следственные связи, безусловно, является важной составляющей трезвомыслящего и адекватного человека. Но глупо ставить это во главу угла, выдающиеся интеллектуальные способности пока еще не привели ученых к раскрытию их магического потенциала.

Практика самовыслеживания - это по сути своей практика осознания осознания, и в этом я разделяю позицию Алексея Ксендзюка. Если говорить другими словами, то это практика, которая начинается знакомством с собственным осознанием и продолжается его постижением, укреплением и развитием.
 
MorpheusДата: Пятница, 03.05.2019, 15:14 | Сообщение # 4
Новичок
Группа: Проверенные
Сообщений: 28
Репутация: 0
Статус: Offline
Задача нахождения промежуточных опорных точек

Даже если мы узнали (выследили) некоторый стереотип, то это совсем не означает, что в последствии мы сможем легко его отслеживать в реальном режиме времени и своевременно вносить коррективы в его работу.

Проблема заключается в том, что это всего лишь верхушка айсберга. Скорее всего, мы узнали лишь крайние его "точки" - состояния, события, а большая часть цепочки этого стереотипа так и скрыта в бессознательном. Проиллюстрирую эту мысль графически.

Промежуточные опорные точки

Допустим, что X - Y это некоторый стереотип, который мы отследили за собой. Ну, например, "обидел близкого человека - извинения, оправдания".

Оставим пока дискуссию по поводу социальной пользы данного поведения. Смысл ведь не в том, чтобы раз и навсегда изжить в себе какой-то стереотип, смысл в том, чтобы: 1) отслеживать его во всех случаях активизации; 2) по необходимости вносить коррективы в его работу, т.е. сознательно выбирать тип реагирования в зависимости от ситуации, задач и целей.

В нашем случае X - это обидел близкого человека, а Y - извинения, оправдания. Суть заключается в том, что помимо этих крайних точек, есть промежуточные, именно их нам нужно найти. Эти точки - психоэмоциональные состояния: мысли, чувства, эмоции, оценка происходящего, ожидания, а также поведенческие проявления: конкретные слова и действия, связанные с данным стереотипом. Это могут также быть мышечные реакции, напряжения и блоки. Нас интересует все то, что происходит между двумя крайними точками X и Y.

На этом рисунке условно выделено две области - осознаваемое и неосознаваемое. Реально четкой границы между ними нет. Есть определенная степень осознания тех или иных состояний. Что-то мы осознаем лучше, что-то хуже, что-то вообще не осознаем.

Уже сейчас можно прикинуть пару слабосознаваемых состояний - опорных точек, относящихся к исследуемому стереотипу.

Для меня А будет называться примерно так - "нарушил одну из своих нравственных норм и установок", между А и B - чувство вины, B - загладить вину.

Естественно, что помимо этих точек есть и другие - до сих пор неосознанные, но прямым образом участвующие в данной цепочке стереотипа. Возможно, эти точки связаны с ранними детскими установками и воспитанием. Очевидно, что часть из них связана с чувством своей важности. Вообще, изучая стереотипы, мы изучаем механизмы работы ЧСВ.

В общем, думаю, что ход рассуждений понятен. Эти точки нужно искать. Нужно исследовать составляющие данного стереотипа.

Напрашивается вполне закономерный вопрос: зачем? Разве не достаточно знать крайние точки?

Теоретически - да, практически - нет. У меня, например, пока внимание еще не настолько развито, чтобы отслеживать абсолютно все свои мысли и чувства, скорости внимания не всегда хватает, чтобы "зацепиться" за начало цепочки.

Своевременно понять, что я попал в одно из состояний - в данном случае "обидел близкого человека" - не всегда удается. Иногда это понимание приходит только тогда, когда стереотип уже сработал. Нахождение промежуточных точек (их знание) позволяет иметь больше "зацепок" для внимания.

Если даже я проскочил точку X, то есть вероятность, что я успею среагировать на точку A (осознать запуск стереотипа) и т.д. по цепочке. Именно в этом смысл и польза нахождения промежуточных опорных точек.

Каким образом можно искать эти самые опорные точки? Очень просто - намереваясь это делать :). Даже если замечен за собой какой-либо стереотип, не стоит успокаиваться и ставить галочку - "я это за собой знаю", есть смысл копать дальше. Что происходит "до", "между" и "после"? Может быть, найденное стереотипное поведение является небольшой составляющей частью какого-то другого стереотипа.

Естественно, что смысл такого поиска и исследования - не интеллектуальное удовлетворение от умозрительных построений, а навык самовыслеживания. И нет предела совершенству в развитии этого навыка
 
MorpheusДата: Пятница, 03.05.2019, 15:15 | Сообщение # 5
Новичок
Группа: Проверенные
Сообщений: 28
Репутация: 0
Статус: Offline
Стереотипы восприятия и реагирования

Что такое стереотипы? Стереотипы - это стабильно повторяющиеся цепочки (шаблоны, паттерны) мыслей, чувств и поступков. Стереотипы - это привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации. В каком-то смысле, это наш способ думать, смотреть и реагировать на мир. В более узком понимании, это искусственно обособленные фрагменты нашего поведенческого репертуара.

Стереотипы - это отдельные грани структуры личности, однако они не существуют изолированно, сами по себе, они часть личности. Их взаимосвязь и степень выраженности и образуют личность. У кого-то отдельные грани выступают резче, соответственно, данные стереотипы проявляются чаще и выраженнее, у кого-то те же самые грани сглажены, и данные стереотипы проявляются реже.

Надо заметить, что стереотипы - это привычные маршруты нашего внимания, так называемого непроизвольного внимания. Эти маршруты - результат приобретенного нами жизненного опыта, воспитания и наследственности. Представьте парк, в этом парке есть дорожки и тропинки, по ним обычно прогуливаются люди, так вот стереотипы - это и есть дорожки, тропинки, по которым привыкло перемещаться наше внимание.

Стереотипы - зло? Зачем нам стереотипное поведение? По этому поводу хочется привести соображения одного известного ученого. Здесь и далее я часто буду ссылаться на книгу Роберта Чалдини "Психология влияния". Эта книга - одно из самых глубоких и вместе с тем доступных исследований в психологии по теме так называемого манипулятивного влияния, основным механизмом которого и является использование существующих стереотипов. Автор подробно и популярно рассматривает некоторые наиболее часто эксплуатируемые в манипуляциях стереотипы. Чтобы не перегружать текст статьи обширными фрагментами, я буду выносить их в отдельные страницы. Итак, введение в стереотипы Роберта Чалдини.

Остается лишь добавить, что главной целью сталкинга является укрепление и усиление осознания. И это предполагает стремление к осознаванию (регистрации и выслеживанию) всех известных стереотипов. Максима дона Хуана о том, что "настоящий воин должен осознавать все и всегда", задает ясные и недвусмысленные ориентиры и направление движения по пути усиления осознания.

Можно ли вообще избавиться от стереотипов? Вопрос спорный, определенно можно осознавать большую часть стереотипного поведения и в значительной мере его корректировать. Допускаю, что переломным моментом полного избавления от части стереотипов может являться потеря человеческой формы.

Все многообразие стереотипов можно условно разделить на три большие категории:

1. Стереотипы реагирования

2. Стереотипы восприятия и оценки

3. Стереотипы мышления

Естественно, что они взаимосвязаны. Очевидно, что восприятие и оценка связаны с процессом мышления. Очевидно, что реагирование связано с восприятием и оценкой. Классификация стереотипов в соответствии с тремя вышеперечисленными группами - всего лишь способ систематизации большого объема информации. Мне представляется уместной группировка стереотипов по этим трем категориям.

1. Стереотипы реагирования

Уязвленное самолюбие - споры, оправдания

Чувство вины - оправдания

Обида - мстительность

Реакция на "плохой-хороший"

Победа - радостное возбуждение, Поражение - уныние

Начальство, авторитеты - заискивание, раболепство

"Мы верим в тебя, мы надеемся на тебя" - "я должен оправдать доверие и надежды руководства"

Принуждение и ограничение свободы - злость, раздражение, противостояние

Неизвестность - опасения (страх, беспокойство, озабоченность, нервозность)

Правило взаимного обмена

Социальное доказательство

Обязательство и последовательность

Эффект Рингельмана

Вопрос - ответ

2. Стереотипы восприятия и оценки

Эффект ссылки на себя

Эффект ложного согласия

Оценка ситуации как успеха/победы, как неудачи/поражения

Зависимость оценки от текущего психо-эмоционального состояния

Зависимость самооценки

Фундаментальная ошибка атрибуции

Сравнение своего социального статуса со статусом других

Оценка в зависимости от социального статуса

Симпатия

Авторитет

Дефицит

Принцип контраста

Эффект Барнума

Первое впечатление

Перенос образа родителей и их отношений на отношения с партнером

Мотивированное восприятие человека

Оценивание по типу хороший-плохой

Самоутверждение за счет противопоставления себя (принадлежащего к достойной группе) к группе менее достойной

Самоутверждение за счет унижения других

Родитель - ребенок

3. Стереотипы мышления

Эвристики

Установки

Проверка, подтверждающая гипотезу

Статистическая информация и "история случая"

Недостаточная выборка

Ошибка планирования

Эффект Зейгарник

Почему это произошло?

Прежде чем завершить статью, мне хочется отметить, что данная тема, как впрочем, и остальные разделы сталкинга, весьма обширна и к настоящему времени мало изучена. При всем своем желании изложить материал как можно более точно и полно, я вынужден признать, что сделать это не так-то просто. И объем материала, и его осмысление через призму собственного живого опыта предполагают многие годы исследований и самостоятельной практики.

Вместе с тем, глупо было бы сидеть и ждать, когда опыт и результаты исследований кристаллизуются в некую идеальную/завершенную форму. Поэтому я нахожу возможным публиковать результаты своих и чужых исследований в более-менее систематизированной форме, а также периодически возвращаться к этой и другим темам и дорабатывать их.

Я думаю, что это неизбежный результат эволюции знаний. Мы растем, развиваемся, растет наш опыт и знание. Сейчас знание такое. Каким оно будет завтра? Кто знает?
 
MorpheusДата: Пятница, 03.05.2019, 15:15 | Сообщение # 6
Новичок
Группа: Проверенные
Сообщений: 28
Репутация: 0
Статус: Offline
Эмоциональные ловушки (паразитные состояния)

Стратегия и тактика. Сталкинг: Эмоциональные ловушки Людям свойственно испытывать эмоции и чувства. Внешние проявления этих чувств и эмоций могут быть очень разными. Это зависит от темперамента, воспитания, уровня интеллектуального развития и т.д., но чувства и эмоции есть у любого человека, и это факт. Естественно, что их можно и нужно выслеживать. В этой статье описываются наиболее распространенные небезупречные эмоции и чувства, те, которые я называю эмоциональными ловушками, или паразитными состояниями.

Стратегия и тактика. Сталкинг: Паразитные состояния Почему ловушки и паразитные состояния? Да потому, что очень легко попасть в эти состояния и сложно из них выйти. Это ловушки, в которые попадает внимание. Это состояния зацикленности сознания. И с каждым витком "накручивания" эмоций энергия растрачивается впустую, и остановить этот процесс все сложнее и сложнее.

Может быть, есть смысл разделить термины: эмоция и чувство? Не знаю. На данный момент этот вопрос лично меня не очень волнует. Определенно, есть такие состояния, в которые попадать не следует (прежде всего, это относится к неосознанному попаданию, разговор о контролируемой глупости - отдельный), а уж если попал, то ни в коем случае не затягивать их, т.е. не индульгировать.

По поводу "положительных" и "отрицательных" эмоций и чувств. Я также не вижу особого смысла в их разделении. Эти термины с большой долей социальной оценки. В этой статье я описываю те состояния, которые являются энергозатратными, те состояния, попав в которые, приходится расплачиваться своей энергией. Это описание - результат моего опыта и практики. Возможно, у Вас будут какие-то другие, свои энергозатратные состояния.

В любом случае, эта статья не является окончательной и бесспорной истиной в последней инстанции, это всего лишь шаг вперед.

Еще один момент, на который следует обратить внимание. Представленное здесь описание эмоциональных ловушек - всего лишь описание. Для меня - это описание моего опыта. Это не столько их названия, сколько живой чувственный опыт. Именно опыт и живое знание эмоциональных ловушек позволяет избегать попадания в них, либо быстро выходить из этих состояний в случае попадания.

Мой опыт показывает, что люди, которые не занимались подобным выслеживанием раньше, как правило, очень смутно представляют свои эмоции и чувства. Они их просто испытывают, не рефлексируя при этом. Просьба назвать свои "любимые" и часто испытываемые чувства и эмоции, как правило, вызывает ступор. Человек вроде и понимает, что он много разных чувств испытывает, но толком назвать их не может. В лучшем случае называется 3-4 "стандартных". Это не только проблема вербализации, т.е. словесного описания, это скорее неопытность в отслеживании и осознании своих психоэмоциональных состояний.

Еще один нюанс, на который следует обратить внимание. Остановить паразитное состояние (т.е. эмоцию или чувство) и выйти из него тем легче, чем раньше обнаружено попадание в него. В идеале, через несколько лет практики, человек, практикующий сталкинг способен отследить сам момент зарождения чувства. Это та самая пауза, зазор между "сигналом на входе" и ответной "реакцией на выходе". Например: сигнал - какие-то слова окружающих и реакция - восприятие этих слов как обидных, оскорбительных и т.д. Так вот это "и" можно отследить - "поймать" и остановить зарождение реакции - того самого паразитного состояния, в которое мы могли бы попасть, если бы не выслеживали себя. Чем позже замечена эмоциональная реакция на какое-то событие, тем сложнее ее остановить. Это напоминает лавину. Крохотная снежинка упала на вершину, снежинка зацепила еще три-четыре других, эти зацепили уже десяток. И вот что-то сдвинулось и пришло в движение. И чем дальше, тем массивнее и масштабнее движение. И вот уже по склону горы несется лавина, сметая все на своем пути. Попытка остановить эмоцию, когда она уже "набрала обороты", напоминает попытку остановить лавину. Гораздо разумнее и проще остановить ее в самом моменте зарождения, т.е. поймать это самое "и", "момент истины", момент выбора реакции.

Это и есть свобода безупречности. Свобода выбора. Свобода осознанного выбора.

Теперь обратимся к самим эмоциональным ловушкам (паразитным состояниям). Здесь и далее стоит отметить, что ниже приведенный список эмоциональных ловушек - это список сгруппированных по некоторой внутренней схожести чувств (по моим субъективным ощущениям). Чувство вины и стыда, например, это два близких, хотя и несколько разных по самоощущениям чувства. Нюансы их отличий довольно сложно описать, потому как сами чувства куда богаче и ярче любых описаний, остается лишь апеллировать к опыту читающего эти строки.

В этот список попали, прежде всего, мои "любимые" состояния, т.е. те, в которые я попадал чаще и которые изучил лучше. Возможно, у Вас будут какие-то свои и свой список "любимых" эмоциональных ловушек.

Также я сделал попытку разделить эти паразитные состояния по трем большим группам: страх, важность и жалость. Естественно, сделал эту группировку исходя из своих соображений. Не скажу, что это идеальная группировка, те же самые состояния неуверенности и нерешительности скорее находятся на пересечении страха и важности, но в любом случае это все-таки лучше, чем свалить все в одну кучу. Если у меня появится способ сгруппировать лучше и точнее, я непременно сделаю это. Пока это выглядит так.

Там где используется "-", подразумеваются противоположные, на первый взгляд, чувства, имеющие, однако, общие корни. Все равно, что две стороны одной монеты.

Страх

Страх, беспокойство, озабоченность, нервозность, тревога

Неуверенность, нерешительность

Важность

Чувство вины, стыд

Самодовольство, самолюбование, тщеславие

Раздражение, возмущение, негодование, гнев, злость

Снисходительность, высокомерие, презрение - раболепство, заискивание

Уязвленное самолюбие (самооценка), обида

Злорадство

Радостное возбуждение (эйфория)

Влюбленность - ревность

Желание чем-либо обладать

Жалость

Уныние, сожаление, разочарование, расстройство, огорчение, досада

Беспомощность, бессилие

Отдельно

Скука - следствие малой активности и недостаточной стимуляции организма (двигательная, поисковая активность - все это биологические потребности организма).

Вожделение - физиологическая потребность (гормональное и биологическое наследие человеческого вида). Как правило, усугубляется потаканием и раздуванием этого чувства, размышлением и фантазированием на эту тему.

Лень, апатия, вялость, безволие, хандра - следствие энергетического истощения или ослабленного энергообмена (об этом подробнее в принципах и закономерностях работы внимания).

Поглощенность и рассеянность внимания (подробнее об этом также в принципах и закономерностях работы внимания).

Эти состояния, чувства и настроения потребляют значительную часть свободного внимания. Это те бреши, через которые утекает энергия.

Выслеживание паразитных состояний осложняется тем, что они жестко фиксируют и ограничивают внимание. Находясь в этих состояниях, не всегда получается трезво и отстраненно взглянуть на себя со стороны. Многие паразитные состояния отмечаются уже потом, постфактум: "Да, облажался, опять облажался". Особенно это характерно в первые годы практики сталкинга. Затем, со временем, нарабатывается навык постоянного фонового отслеживания и регистрации всех своих чувств, и чем дольше практикуется сталкинг, тем легче и быстрее это получается. То же самое справедливо и по поводу остановки эмоций и выхода из паразитных состояний.

Иногда, когда эмоция уже "пошла", и остановить ее никак не получается, все что остается - это отстраненно наблюдать за ее развитием. При этом полезно:

1) Понимать, что происходит. Понимать, что это всего лишь эмоция - всплеск, и она пройдет. Так же как проходит волна.

2) Не усугублять и не подпитывать эмоцию, не "обсасывать" ее со всех сторон и не погружаться в нее. Идеально выполнить остановку внутреннего диалога или переключить внимание на что-то другое.

3) Воздержаться в этот момент от оценки происходящего, людей, себя самого и своей жизни. Такая оценка будет окрашена испытываемым в настоящий момент чувством. Адекватность и объективность такой оценки более чем сомнительна. Через некоторое время эмоция пройдет, и оценка изменится.

4) Не переживать по поводу своей небезупречности и неспособности остановить эмоцию, т.е. не индульгировать в небезупречности и бессилии, спокойно принимать себя таким, какой есть на данный момент.

5) Стараться не вступать в контакт с людьми, отношениями с которыми Вы дорожите. Либо делать это предельно осторожно. Так как в минутном порыве можно просто наделать глупостей.

По возможности я буду публиковать подробное описание приведенных выше паразитных состояний. Вместе с тем, их описание не является таким уж необходимым, это все равно будет мой опыт, куда как разумнее и правильнее получить свой опыт. Я думаю, что этих зацепок достаточно для того, чтобы начать выслеживать свои паразитные состояния.
 
Форум » Сталкинг » Разное » Самовыслеживание
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

" To gain new knowledge, you must share with someone old. This is not a whim, but an objective necessity - to get something, you need to give something away. This is how a chain of knowledge transfer is formed, and in due time you will also explain all this to someone - to go on yourself. We are not benefactors, we do not seek to change the world around us. We are changing our place in this world. "